Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

chertkov

Когда понедельник всё ещё начинался в субботу

(Копия из Фейсбука-Мордодыра)

Вспоминая или перелистывая тексты АБС, я всё время нахожу там всё новые и новые "подводные камни", потому что о многих вещах Братья в то время просто не могли писать открыто, а зачастую они даже и сами не понимали, что же они такое пишут на самом деле. Взять, например, всем великолепно известный "Понедельник начинается в субботу". А задумывались ли вы, чем на самом деле являлся город Соловец и каково было его настоящее имя? А ведь вполне возможно, что в документах он проходил как Петрозаводск-12, Архангельск-24 или Мурманск-32 и представлял из себя типичнейшее ЗАТО - то есть, Закрытое Административно-Территориальное Образование - иначе говоря, советский секретный город, как и те засекреченные города, где разрабатывалась атомная бомба или биологическое оружие. Скажем, как Арзамас-16 (ныне - Саров) или Красноярск-26 (где, кстати, мне довелось однажды побывать в 1995 году). Только этим можно объяснить тот странный факт, что в Большом Мире про НИИЧАВО вообще никто ничего не знает, равно как и про работающих там таких колоритных персонажей, как Киврин, Хунта, Один, Жиакомо или два Януса Полуэктовича. А ведь для секретных городов такие персонажи - норма, их ведь туда специально собирали со всего мира при помощи всех немалых возможностей КГБ и ГРУ. Ну вот сравните описание книжного Соловца и этих уже хорошо известных нам реальных ЗАТО (но никому, однако, пока ещё не известных в 1964 году, когда Стругацкие писали свой юмористический роман об учёных- магах) и вы поймёте, как много у них общего.

Collapse )
john silver

Из цикла "Новости культурки"

Сообщают, что в Лондоне на аукционе "Сотбис" на продажу выставили топор Родиона Раскольникова. Стартовая цена - 10 миллионов фунтов стерлингов. Согласно "легенде" от продавцов (по слухам, это некие анонимные российские силовики), железяка эта хорошо-таки погуляла по Руси в период гражданской войны и массовых репрессий, а в итоге ее выловили в речке у села Кукуева и сдали в музей вещдоков на Лубянке, откуда топор таинственным образом исчез во время перестройки, чтобы через 30 лет всплыть уже на лондонском аукционе.
vremya uchenikov - arkanar

А теперь тезис №2:

-- Советская власть утратила контроль над своим литературным коммунистическим будущим ровно в тот момент, когда она позволила советским фантастам перейти от ближнего прицела к далёким горизонтам, но при этом не дала им предельно чётких установок, как должно выглядеть это самое будущее. И поэтому когда Иван Ефремов для своего коммунизма стал изобретать такие органы власти, как Совет Звездоплавания, Совет Экономики, Академия Горя и Радости, Академия Пределов Знания, Академия Производительных Сил, Академия Стохастики и Предсказания Будущего, Академия Психофизиологии Труда, Академия Направленных Излучений, - вместо таких знакомых и привычных советским читателям институций, как ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, Верховный Совет СССР, Совет Министров, Академия наук, Госплан и Госснаб, - он сделал это коммунистическое будущее уже немножко чужим, не вытекающим напрямую из социалистического настоящего. Ситуацию усугубили братья Стругацкие - только в первом своем романе они наметили прямое продолжение советского настоящего в советское же будущее в виде ГКМПС (Государственного комитета межпланетных сообщений при Совете Министров), но, уже начиная со "Стажеров", они начали конструировать новую международную государственность - МУКС, Мировой Совет, Комкон и так далее, - причем подчинённую непонятно кому, но явно не Генеральному секретарю ЦК КПСС. И даже огромный памятник Владимиру Ильичу Ленину в Свердловске XXII века (в повести 1962 года "Возвращение") не смог исправить эту ползучую трансформацию советского коммунистического будущего в несоветское коммунистическое будущее, - тем более, что там, в литературном коммунизме ведущих советских фантастов, уже не было таких важных скреп нашего мира, как очереди за хлебом и молоком, профсоюзные собрания и участковые милиционеры. Да там памятники Ленину, если бы Союз советских писателей правильно бдил согласно выданным ему установкам, должны были встречаться через каждые 10 страниц, а на каждой 20-й странице должна была ненавязчиво присутствовать актуальная цитата из выступления дорогого нашего Никиты Сергеевича Хрущева на XXII съезде партии, который принял Третью программу КПСС (причем как раз о построении коммунизма к 1980 году)! В общем, наблюдающие за литературой компетентные органы безответственно отпустили товарищей фантастов на волю в пампасы и даже уздечку на них не надели. Ну, вот они и поскакали...)))
chertkov

Про ИскИнов и Людей

Послушал вчера в наушниках на прогулке очередную программу "Статус" от уважаемой Екатерины Шульман, скачанную с "Эха" (кстати, всячески рекомендую). В частности, там был краткий пересказ недавних выступлений в Сколково таких уважаемых людей, как Джек Ма и Мичио Каку. Насколько я понял, их особенно волнует, какое место в технологиях и вообще в экономике будущего займут искусственные интеллекты - или ИскИны, как принято писать в нашей фантастике с середины 90-х годов, когда впервые были опубликованы переводы "Гипериона" и "Нейроманта". Да и вообще: угроза ИскИнов - это уже давно тема не НФ, а вполне себе обычной публицистики, даже не научпопа.

И подумалось мне вот что. В фантастике ИскИнов изображают обычно существующими где-то отдельно от людей - в глубине компьютерных сетей, на базе мощных больших компьютеров и серверов, где они таятся и лелеют зловещие планы по низвержению человечества с эволюционного Олимпа. Однако процессоры, чипы, компы и гаджеты продолжают сейчас стремительно миниатюризироваться и универсализироваться - причем куда быстрее, чем это виделось фантастам каких-то 40 лет назад, когда они описывали, как здоровенные ЭВМы 22 века работают всё еще на перфокартах или на магнитных катушках (хотя были и исключения из этого правила, просто не оцененные тогда по достоинству, - например, повести Георгия Гуревича "В Зените" и "Глотайте хирурга"). Короче, если не в НФ, то в реале совсем не за горами тот момент, когда компьютер мощностью с ваш смартфон или ноутбук станет размером с рисовое зерно, и его вполне можно будет вживить под кожу где-нибудь на шее, чтобы поближе к вашему мозгу, а также к зрительным и слуховым нервам. Ну а потом - вполне возможен агрегат размером с грецкий орех, где благодаря системе наночипов, сопоставимой по нейромощности с биологическим мозгом, вполне мог бы разместиться ИскИн такой же развитой, как, скажем, Уинтермьют или Нейромант, только с прошитыми в нем тремя законами робототехники. И этого искина вполне можно будет приживить к человеку на правах симбионта. Искин станет заботиться о здоровье своего носителя (т.е. человека) при помощи внедренных в кровь и лимфу медицинских нанороботов, изучать внешний мир через рецепторы человека, а также брать на себя управление телом носителя в случаях, требующих повышенной реакции - например, при вождении машины или самолета, а также в процессе разнообразных работ - как механических, так и творческих. При этом и человек, и его искин постоянно будут находиться в интернете через сотовые сети и вайфай. Ну и, естественно, они будут в постоянном общении между собой.

Я не знаю, описывал ли кто-то из современных фантастов общество, где все люди (или избранная часть) являются носителями искинов, но мне кажется - это вполне достойная тема для НФ-моделирования, и даже более достойная, чем взаимоотношения людей и роботов, как в романах Азимова. Тем более, что такое будущее, как мне кажется, неминуемо.
fantomas

Монументальная пропаганда

Услышал, что где-то построили памятник автомату Калашникова высотой 7 метров 62 сантиметра. Я считаю - это очень правильный почин, который надо бы развить и продолжить. Например, можно поставить памятник водке "Столичная" высотой 3 метра 62 сантиметра. И памятник докторской колбасе высотой 2 метра 20 сантиметров. Можно поднапрячься, вспомнить и отгрохать еще какие-нибудь памятники нашим былым достижениям соответствующих размеров...)))
neznaika

Идеи против допущений

Фиксирую в ЖЖ мордодыровский пост 3-х-недельной давности - чтобы не пропал...

Хочется завершить старый спор на тему, что правильнее и важнее - фантастические допущения или фантастические идеи.
Ну вот вам такое фант. допущение - в нашем мире реально действует магия и колдовство и существуют сверхъестественные силы, и всегда они были и действовали, что отражено и в фольклоре, и в художественной литературе, и это не выдумка, а самый что ни на есть реализм. Просто массовый народ с магами и богами, как правило, лично не соприкасается, а просто верит в их существование.
А вот вам фант. идеи. Несколько.
Первая - ученые решили изучить чародейство и волшебство с помощью научных методов и поэтому создали где-то на севере СССР соответствующий научно-исследовательский институт, а в качестве сотрудников набрали туда как магов и колдунов с многосотлетней биографией, так и молодых талантливых ребят с дипломами физиков и программистов. И, как и в любом советском НИИ, помимо настоящих ученых к академическому бюджету присосались также бюрократы, жулики и авантюристы. На основе этой идеи были написаны две фантастические повести - юмористическая и сатирическая. Обе стали признанной классикой советской фантастики, но, правда, вторая повесть в течение 20 лет была запрещена к публикации и считалась злостным антисоветским пасквилем. Также по отдаленным мотивам первой повести был снят на телевидении популярный мини-сериал, который показывают каждый Новый год вот уже больше 30 лет. Попытки же сделать новые экранизации этих повестей успехом пока не увенчались.
Вторая идея - человечество делится на две неравные группы: одни люди (меньшинство) имеют склонность к волшебству и поэтому называются "магами", а другие (большинство), к волшебству не способные, зовутся "маглами". Маглы даже не догадываются о магах, живущих среди них. Но также маги имеют доступ в своё волшебное пространство, где находится их государство и учебные заведения. И вот в этом мире начинается история юного волшебника, который волею судьбы должен противостоять попыткам могущественного мага установить свою абсолютную власть. И вся эта история происходит в процессе обучения мальчика в школе волшебства, где у него есть и друзья, и противники. На основе этой идеи была написана целая серия популярнейших романов, и все эти романы были успешно экранизированы. Книги и фильмы принесли их автору, издательствам и киностудиям несколько миллиардов долларов.
Идея третья - кроме обычных людей существуют и так называемы Иные - люди и существа с магическими способностями. Все Иные делятся на две группировки: одни - Тёмные - служат силам зла, другие - Светлые - силам добра. Тёмные и Светлые Иные тысячелетиями воевали между собой, но потом, чтобы не истребить друг друга до основания, заключили мирный договор. Для того, чтобы этот договор исполнялся, а конфликты можно было урегулировать малой кровью, были созданы две полицейские организации с каждой из сторон - Ночной Дозор и Дневной Дозор. На основе этой идеи было написано несколько романов, снято два успешных полнометражных фильма, а также был создан межавторский проект, который продолжается до сих пор.
Ну и вот, смотрите - фант. допущение тут, по сути, одно и то же - люди и маги в реальном мире, а вот фант. идеи существенно отличаются друг от друга и в базовом своём замысле и в существенных деталях. И хотя все три идеи оказались по-своему успешны, но и успешны они оказались по-разному.
А на основании всего вышесказанного я считаю, что идеи для фантастики имеют куда большее значение, чем так называемые допущения. И именно они движут фантастику и открывают перед ней новые горизонты.
Первоисточник.
chertkov

Автографы. Андрей Столяров

А вот эта тоненькая книжечка в мягкой обложке (повесть Андрея Столярова "Альбом идиота") в моей "автографической коллекции" совсем не случайна - ведь это первая "настоящая" книга, в выходных данных которой я был указан как редактор, а не как какой-то там хрен с горы. Правда, до этого уже была еще одна мягкообложечная книжка, с которой я реально поработал как редактор, - роман Урсулы Ле Гуин "Маг Земноморья" в переводе Евгения Жаренова, макет которой команда Николая Ютанова подготовила в 1991 году для московского издательства "Улей", такого же нагло-кооперативного, как и мы сами, - но там в выходных данных я был указан всего лишь как корректор, а редактором значился сам Ютанов. Ну и ладно. Так что пускай первой официальной книгой будет эта, благо она же была и самой первой, изданной под собственной издательской маркой "Terra Fantastica", которую Ютанов придумал для своего кооператива "Корвус" (то бишь "Ворон" по латыни; потом название "Корвус" стало названием издательского дома, а обозначение "ТФ" стало зарегистрированной торговой маркой - и (R), и (tm). Первым комом, так сказать. Причем тиражом в 35 тысяч экземпляров, который по тем пост-дефицитным временам считался совсем-совсем небольшим, зато сейчас - совсем наоборот.



Остальная история - под катом. Но, прежде чем его открыть, сначала подумайте - нужно ли вам это знать?
Collapse )
vremya uchenikov - arkanar

Про тех, кто уже совсем достал

Наглядевшись в Мордодыре (но и в ЖЖ, наверное, это тоже было) на очередные бессмысленные срачи троллей с эльфами по поводу хоть психопата-царя, хоть садиста-опричника, я просто не могу не привести одну знаменитую цитату в исправленной согласно моменту формулировке:

Из-за поворота дискуссии выскочили два ольгинских тролля и, увидев его, разом остановились.

— Эй ты, благородный дон! — закричал один. — А ну, предъяви пруф!

— Хамьё! — стеклянным голосом произнес Румата. — Вы же неграмотны, зачем вам пруф?
john silver

Новая мода на двустишия (после пирожков и порошков)



Наиболее удачные образцы:

есть сотни субъективных мнений
и объективное моё
© vereschagin

хотел вас встретить хлебом солью
да хлеб в берданку не впихнёшь
© Arman Teo

враги сожгли родную хату
и больше негде жить врагам
© svirt

ум нужен людям чтобы выжить
по крайней мере из него
© бес

вы не машите кулаками
вы тут на ринге не один
© Дарья

троянцы ржут данайцы злятся
цыгане спиздили коня

© mbubulele

придётся выпить за здоровье
само то ведь оно не пьёт
© Галеня

мышонок джери сжог два тома
и ходит гоголем теперь
© Вороныч

глухонемой грабитель в банке
устал кривляться и ушёл
© bazzlan

мои намеренья прекрасны
пойдёмте тут недалеко
© seaL

почти пришли сказал сусанин
кокос срывая на ходу
© bazzlan

я сквозь наркоз хирурга слышу
вот это мурке отдадим
© bazzlan

я мыслю значит существую
а вот обратное не факт
© mml

Дополню, пожалуй, своим "гимном гастарбайтера":
Во французской стороне, на чужой планете
предстоит мне подметать пыльные тропинки...)))
chertkov

Фото 5

И еще одно фото из "исторической серии".
Если не ошибаюсь, это 1995 год, Красноярск, местный фестиваль фантастики "Сибирь-21 век", организованный Лазарчуком и Успенским. Заезжие гости фестиваля жили на бывших партийных дачах за городом на берегу Енисея (я там жил в одном номере с Димой "Олди" Громовым), ездили выступать перед читателями в разные школы и библиотеки (меня, например, заслали с лекцией аж в Красноярск-26, закрытый военно-научный городок, сидящий верхом на плутониевом реакторе), и только по вечерам шебуршили друг у друга в номерах. Вот этот снимок и был сделан где-то там, во время вечерних посиделок.
__chert_krasnoyarsk_001_red1
Слева направо - Евгений Лукин (спиной к камере), Нелли Раткевич, Михаил Успенский, Сергей Федотов, Андрей Чертков, Вячеслав Рыбаков.
Интерактивное фото