Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

chertkov

Прошлогодняя запись в Фейсбуке

Андрей Чертков31 октября 2017 г.

Один  мой добрый приятель, к тому же хороший писатель, написал под замком  такой вот пост, который я просто не мог не украсть — но ради некоторых  комментариев только! а также "волей пославшей мя жены"(с))) — и  положить к себе опять-таки под замок:

-- Зашел в магазин книготорговой фирмы на букву "Ч", постоял, подумал.
 Что стало бы с рядовым советским фэном, перенесись он из восьмидесятых  на мое место? Как скоро он сошел бы с ума, глядя на несколько полок с  братьями Стругацкими? А ведь тут же еще и кирпичи Силверберга, Саймака,  Шекли и, страшно подумать, Фармера! Толкин всех цветов, размеров и даже  под русскими фамилиями. Бушков - когда-то легендарный, непубликуемый, а  ныне - человек, пароход и заводик по производству текстов. Какие-то  незнаемые в ту пору Пратчетт, Мьевилль и Гейман. Цельный стеллаж розовых  обложек с деффачками-ведьмочками-эльфинюшками. Два черных, как  зэковские бушлаты, стеллажа за веру, царя и социалистическое отечество  (с). Кто все эти люди с фамилиями, более похожими на кликухи-погремухи:  Грозовой, Торфяной, Хреновой, Моржевой и примкнувшая к ним Астральная?  Неужели та самая "молодая шпана, что сотрет нас с лица земли"?!
Воистину, людие, бойтесь своих желаний.

Ну и избранные комменты к этому посту:

Василий Владимирский — По сравнению с Forbidden Planet у нас, говорят, до сих пор "бедненько, но чистенько" (tm).

Collapse )
chertkov

Когда понедельник всё ещё начинался в субботу

(Копия из Фейсбука-Мордодыра)

Вспоминая или перелистывая тексты АБС, я всё время нахожу там всё новые и новые "подводные камни", потому что о многих вещах Братья в то время просто не могли писать открыто, а зачастую они даже и сами не понимали, что же они такое пишут на самом деле. Взять, например, всем великолепно известный "Понедельник начинается в субботу". А задумывались ли вы, чем на самом деле являлся город Соловец и каково было его настоящее имя? А ведь вполне возможно, что в документах он проходил как Петрозаводск-12, Архангельск-24 или Мурманск-32 и представлял из себя типичнейшее ЗАТО - то есть, Закрытое Административно-Территориальное Образование - иначе говоря, советский секретный город, как и те засекреченные города, где разрабатывалась атомная бомба или биологическое оружие. Скажем, как Арзамас-16 (ныне - Саров) или Красноярск-26 (где, кстати, мне довелось однажды побывать в 1995 году). Только этим можно объяснить тот странный факт, что в Большом Мире про НИИЧАВО вообще никто ничего не знает, равно как и про работающих там таких колоритных персонажей, как Киврин, Хунта, Один, Жиакомо или два Януса Полуэктовича. А ведь для секретных городов такие персонажи - норма, их ведь туда специально собирали со всего мира при помощи всех немалых возможностей КГБ и ГРУ. Ну вот сравните описание книжного Соловца и этих уже хорошо известных нам реальных ЗАТО (но никому, однако, пока ещё не известных в 1964 году, когда Стругацкие писали свой юмористический роман об учёных- магах) и вы поймёте, как много у них общего.

Collapse )
chertkov

АБС как первые постмодернисты

Коротковатая, но весьма хорошая статья моей френдессы в Фейсбуке Maria Eliferova (в ЖЖ — steblya_kam)  о братьях Стругацких не только как о первых советских постмодернистах,  но и как о пионерах постмодернизма вообще в мировом масштабе. По  признанию самой авторки, статья была написана еще весной, но  опубликована на «Горьком» только сейчас. Из явных недостатков -  совершенно не упомянуто «Второе нашествие марсиан»; а ведь это одна из  самых постмодернистских вещей «средних» АБС (взять хотя бы её нарочито  «фанфикерское» название), да еще и  напечатанная впервые (в книжном варианте) в книге-«перевёртыше», где  второй половинкой с противоположной обложкой (кстати, история с  пропавшим «супером» — это тоже ведь крутейший фейк-ньюз, известный,  правда, лишь знатокам и люденам) были переизданы «коммунистические»  «Стажёры», хотя по первоначальному плану там должны были быть «Гадкие  лебеди» — еще одна супер-пупер постмодернистская вещь братьев. Чего  стоит одна только футбольная команда «Братья по разуму», гоняющая мяч по  насквозь мокрому стадиону под вечным дождём! Короче - вот эта статья.

chertkov

Мертвяки на далайне

Утром меня разбудил телефон - кто говорит? слон!.. Короче, ехали мимо  «мертвяки» Олексенко и Лексяра и решили нанести мне минутный  дружественный визит. (Почему бы одному благородному дону... простите -  мертвяку... не зайти в гости к другому благородному дону... простите - к  мертвяку?). И, в общем, нанесли. И действительно — минутный. А  «мертвяк» Сидорович ко мне на пятый этаж подниматься не стал; просто  помахали друг другу рукой: я ему с балкона, а он мне из машины. Всё-таки  оба уже немолодые люди и, увы, не слишком здоровые. «Мертвяки»  упорхнули, оставив мне подарок - роман Логинова «Многорукий бог далайна»  в последнем его («синем») издании, вышедшем этой весной в издательстве  «Сидорович».

Collapse )
vremya uchenikov - arkanar

А теперь тезис №2:

-- Советская власть утратила контроль над своим литературным коммунистическим будущим ровно в тот момент, когда она позволила советским фантастам перейти от ближнего прицела к далёким горизонтам, но при этом не дала им предельно чётких установок, как должно выглядеть это самое будущее. И поэтому когда Иван Ефремов для своего коммунизма стал изобретать такие органы власти, как Совет Звездоплавания, Совет Экономики, Академия Горя и Радости, Академия Пределов Знания, Академия Производительных Сил, Академия Стохастики и Предсказания Будущего, Академия Психофизиологии Труда, Академия Направленных Излучений, - вместо таких знакомых и привычных советским читателям институций, как ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, Верховный Совет СССР, Совет Министров, Академия наук, Госплан и Госснаб, - он сделал это коммунистическое будущее уже немножко чужим, не вытекающим напрямую из социалистического настоящего. Ситуацию усугубили братья Стругацкие - только в первом своем романе они наметили прямое продолжение советского настоящего в советское же будущее в виде ГКМПС (Государственного комитета межпланетных сообщений при Совете Министров), но, уже начиная со "Стажеров", они начали конструировать новую международную государственность - МУКС, Мировой Совет, Комкон и так далее, - причем подчинённую непонятно кому, но явно не Генеральному секретарю ЦК КПСС. И даже огромный памятник Владимиру Ильичу Ленину в Свердловске XXII века (в повести 1962 года "Возвращение") не смог исправить эту ползучую трансформацию советского коммунистического будущего в несоветское коммунистическое будущее, - тем более, что там, в литературном коммунизме ведущих советских фантастов, уже не было таких важных скреп нашего мира, как очереди за хлебом и молоком, профсоюзные собрания и участковые милиционеры. Да там памятники Ленину, если бы Союз советских писателей правильно бдил согласно выданным ему установкам, должны были встречаться через каждые 10 страниц, а на каждой 20-й странице должна была ненавязчиво присутствовать актуальная цитата из выступления дорогого нашего Никиты Сергеевича Хрущева на XXII съезде партии, который принял Третью программу КПСС (причем как раз о построении коммунизма к 1980 году)! В общем, наблюдающие за литературой компетентные органы безответственно отпустили товарищей фантастов на волю в пампасы и даже уздечку на них не надели. Ну, вот они и поскакали...)))
vremya uchenikov - arkanar

К вопросу о диссертации

Тема для диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата (или даже доктора) филологических (а заодно и исторических, и даже политологических) наук (между прочим, я тут даже не шучу))):

-- Как советские фантасты сумели обмануть идеологических кураторов из ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, СП СССР, а также цензоров из Гослита и Госкомиздата, и написали много-много вполне коммунистических, но при этом вполне антисоветских книг, которые немало поспособствовали формированию вольнодумства в среде пионеров и комсомольцев 60-х - 80-х годов, которые благодаря этому оказались вполне готовы к переменам, которые происходили в СССР с 1982 по 1991 год и закончились распадом Советского Союза и попыткой реставрации капитализма и буржуазно-демократического строя.

Collapse )

Тезисы для автореферата диссертации, по-моему, вполне очевидны, но, если хотите, можете набросать их здесь, в комментах...)))
chertkov

Владимир Пирожников

Борис Завгородний в фейсбуке только что написал, что 3 сентября умер пермский писатель Владимир Пирожников, автор НФ повести "На пажитях небесных", которая, будучи опубликованной в середине 80-х в журнале "Знание-сила", произвела большой эффект в фэновской среде, и поэтому на Пирожникова возлагались тогда большие надежды. Но, увы, в дальнейшем он писать практически прекратил, и литературная судьба у этого интересного автора так и не сложилась.

Светлая память талантливому человеку.
vremya uchenikov - arkanar

Телевидение в мире духов

Подумал вдруг о том, что в повестях АБС о Мире Полдня практически совсем не отражена деятельность ни телевидения, ни других средств массовой информации. А из искусств упоминается литература, упоминается живопись и скульптура, упоминается музыка, но совсем не упоминаются ни кино, ни театр. Вот тут ниже - единственная цитата про телевидение Полдня, которую я смог вспомнить. И этот текст был написан в 1962 году, в самом-самом начале эпопеи, а больше уже никак и никогда никакого телевидения, только на Саракше, где оно функционировало в тесной связке с лучевыми башнями ПБЗ...
Цитата:
Вадим сел завтракать. Он включил стереовизор и положил перед собой «Новейшие приемы выслеживания тахоргов». Книга была старинная, бумажная, читанная-перечитанная еще дедом Вадима. На обложке был изображен пейзаж планеты-заповедника Пандоры с двумя чудовищами на переднем плане.
Вадим ел, листая книжку и с удовольствием поглядывал на хорошенькую дикторшу, рассказывавшую что-то о боях критиков по поводу эмоциолизма. Дикторша была новая и она нравилась Вадиму уже целую неделю.
— Эмоциолизм! — со вздохом сказал Вадим и откусил от бутерброда с козьим сыром. — Милая девочка, ведь это слово отвратительно даже фонетически. Поедем лучше с нами! А оно пусть останется на Земле. Оно наверняка умрет к нашему возвращению — можешь быть уверена.
— Эмоциолизм как направление обещает многое, — невозмутимо говорила дикторша. — Потому что только он сейчас дает по-настоящему глубокую перспективу существенного уменьшения энтропии эмоциональной информации в искусстве. Потому что только он сейчас…
neznaika

Идеи против допущений

Фиксирую в ЖЖ мордодыровский пост 3-х-недельной давности - чтобы не пропал...

Хочется завершить старый спор на тему, что правильнее и важнее - фантастические допущения или фантастические идеи.
Ну вот вам такое фант. допущение - в нашем мире реально действует магия и колдовство и существуют сверхъестественные силы, и всегда они были и действовали, что отражено и в фольклоре, и в художественной литературе, и это не выдумка, а самый что ни на есть реализм. Просто массовый народ с магами и богами, как правило, лично не соприкасается, а просто верит в их существование.
А вот вам фант. идеи. Несколько.
Первая - ученые решили изучить чародейство и волшебство с помощью научных методов и поэтому создали где-то на севере СССР соответствующий научно-исследовательский институт, а в качестве сотрудников набрали туда как магов и колдунов с многосотлетней биографией, так и молодых талантливых ребят с дипломами физиков и программистов. И, как и в любом советском НИИ, помимо настоящих ученых к академическому бюджету присосались также бюрократы, жулики и авантюристы. На основе этой идеи были написаны две фантастические повести - юмористическая и сатирическая. Обе стали признанной классикой советской фантастики, но, правда, вторая повесть в течение 20 лет была запрещена к публикации и считалась злостным антисоветским пасквилем. Также по отдаленным мотивам первой повести был снят на телевидении популярный мини-сериал, который показывают каждый Новый год вот уже больше 30 лет. Попытки же сделать новые экранизации этих повестей успехом пока не увенчались.
Вторая идея - человечество делится на две неравные группы: одни люди (меньшинство) имеют склонность к волшебству и поэтому называются "магами", а другие (большинство), к волшебству не способные, зовутся "маглами". Маглы даже не догадываются о магах, живущих среди них. Но также маги имеют доступ в своё волшебное пространство, где находится их государство и учебные заведения. И вот в этом мире начинается история юного волшебника, который волею судьбы должен противостоять попыткам могущественного мага установить свою абсолютную власть. И вся эта история происходит в процессе обучения мальчика в школе волшебства, где у него есть и друзья, и противники. На основе этой идеи была написана целая серия популярнейших романов, и все эти романы были успешно экранизированы. Книги и фильмы принесли их автору, издательствам и киностудиям несколько миллиардов долларов.
Идея третья - кроме обычных людей существуют и так называемы Иные - люди и существа с магическими способностями. Все Иные делятся на две группировки: одни - Тёмные - служат силам зла, другие - Светлые - силам добра. Тёмные и Светлые Иные тысячелетиями воевали между собой, но потом, чтобы не истребить друг друга до основания, заключили мирный договор. Для того, чтобы этот договор исполнялся, а конфликты можно было урегулировать малой кровью, были созданы две полицейские организации с каждой из сторон - Ночной Дозор и Дневной Дозор. На основе этой идеи было написано несколько романов, снято два успешных полнометражных фильма, а также был создан межавторский проект, который продолжается до сих пор.
Ну и вот, смотрите - фант. допущение тут, по сути, одно и то же - люди и маги в реальном мире, а вот фант. идеи существенно отличаются друг от друга и в базовом своём замысле и в существенных деталях. И хотя все три идеи оказались по-своему успешны, но и успешны они оказались по-разному.
А на основании всего вышесказанного я считаю, что идеи для фантастики имеют куда большее значение, чем так называемые допущения. И именно они движут фантастику и открывают перед ней новые горизонты.
Первоисточник.
chertkov

Автографы. Андрей Столяров

А вот эта тоненькая книжечка в мягкой обложке (повесть Андрея Столярова "Альбом идиота") в моей "автографической коллекции" совсем не случайна - ведь это первая "настоящая" книга, в выходных данных которой я был указан как редактор, а не как какой-то там хрен с горы. Правда, до этого уже была еще одна мягкообложечная книжка, с которой я реально поработал как редактор, - роман Урсулы Ле Гуин "Маг Земноморья" в переводе Евгения Жаренова, макет которой команда Николая Ютанова подготовила в 1991 году для московского издательства "Улей", такого же нагло-кооперативного, как и мы сами, - но там в выходных данных я был указан всего лишь как корректор, а редактором значился сам Ютанов. Ну и ладно. Так что пускай первой официальной книгой будет эта, благо она же была и самой первой, изданной под собственной издательской маркой "Terra Fantastica", которую Ютанов придумал для своего кооператива "Корвус" (то бишь "Ворон" по латыни; потом название "Корвус" стало названием издательского дома, а обозначение "ТФ" стало зарегистрированной торговой маркой - и (R), и (tm). Первым комом, так сказать. Причем тиражом в 35 тысяч экземпляров, который по тем пост-дефицитным временам считался совсем-совсем небольшим, зато сейчас - совсем наоборот.



Остальная история - под катом. Но, прежде чем его открыть, сначала подумайте - нужно ли вам это знать?
Collapse )