Андрей Чертков (chert999) wrote,
Андрей Чертков
chert999

Categories:

Про "КОРВУС КОРАКС"

Перепост из Фейсбука (запись примерно недельной давности)

Некоторое время назад известный издатель Александр Прокопович ("Астрель-СПб") пожелал устроить литературно-критический баттл по поводу какой-либо книги на выбор. Я предложил ему устроить этот самый баттл вокруг нового романа Льва Гурского (aka Роман Арбитман) "Корвус Коракс", который я к тому времени уже прочёл и даже готов был высказать несколько слов по его поводу. Но моё предложение, увы, не прошло, и в качестве объекта для баттла был выбран роман Нила Геймана и Терри Пратчетта "Благие знамения", по которому как раз сейчас начали выпускать сериал. Роман этот я не читал (да и вообще - ни Гейман, на Пратчетт, при всех их несомненных заслугах, не находятся в ряду сколько-нибудь значимых для меня писателей), но первую серию сериала я всё-таки посмотрел. Из этой серии стало понятно, что сама эта книга - эдакая литературная фантазия о падших ангелах и демонах, окопавшихся на Земле, и об очередном рождении младенца-Антихриста (как будто было мало фильмов из цикла "Омен"). Пусть и подаётся эта тема в данном случае в юморном и хулиганско-постмодернистском ключе, но лично мне она и в таком виде кажется достаточно малоинтересной. С другой же стороны - Арбитману я ведь всё равно обещал сказать публично несколько слов о его новом романе. Пускай и не в виде полноценной рецензии, на которую мне бы пришлось поднапрячься, если бы я принял участие в разрекламированном баттле, а всего лишь как несколько беглых, разрозненных тезисов.

Так что вот они, эти тезисы.


Не могу сказать, что я так уж хорошо знаю современную русскоязычную фантастику эпохи сточкерства, попаданчества, фэнтезятства, советско-имперского реваншизма и апокалиптического ресентимента, но я могу уверенно сказать, что в романе Гурского есть то, что во всей этой фантастике отсутствует как класс.

Во-1-х, оригинальная парадоксальная идея в основе сюжета. То есть, альтернативное настоящее в НФ - это, конечно, не новость, но вот такого альтернативного настоящего - без телефонов (не то что мобильных, но даже и проводных), без компьютеров и интернета (вместо них телеграф и невмопочта), без телевизоров и кино (вместо них театр - в том числе и в формате многосерийно-многосезонного сериала), и даже без самолётов (вместо них дирижабли), я, пожалуй, еще не встречал. Для связи помимо телеграфа и пневмопочтовых "эсмээсок" используются почтовые голуби и даже щеглы, а для звукозаписи - птицы, имитирующие звук - попугаи и вороны. И в этом плане я бы даже определил жанр этого романа как "орнитопанк" (ибо слишком большую роль в сюжете играют птицы).

Во-2-х, совершенно свободная игра с политическими реалиями сегодняшнего дня, где в качестве прообразов героев откровенно используются действующие ныне политики - как уныло-прокремлёвские, так и ярко-оппозиционные (благодаря чему в соцсетях из-за
романа не мог не возникнуть довольно заметный скандальчик, или как сейчас принято говорить - хайп).

В-3-х, лихо закрученный, многоуровневый детективный сюжет, выдающий большую насмотренность и начитанность автора в области современного остросюжетного контента.

В-4-х, повышенный гуманизм и поиски этического равновесия между бедами нашего прошлого и вариантами нашего будущего - то есть, автор искренне и совсем не поверхностно проживает свой сюжет, насыщенный разнообразными культурными кодами нашего
настоящего (не слишком ли заумно я всё это сформулировал?))).

При всём при том следует иметь в виду, что это ни в коем разе не НФ, а сугубо постмодернистский литературный эксперимент, где фантастика используется только как приём, позволяющий выстроить злободневный политический памфлет с элементами комикса. Уже сама главная фант-идея этой книги несёт в себе аккуратно замаскированный, но оттого никуда не девающийся фундаментальный научный прокол. То есть, я вполне могу себе представить, что птицы, подготовленные специальной словесной командой, могут как магнитофоны записывать в свою память, а затем воспроизводить человеческие голоса - и не только простую разговорную речь, но и сложномодулированный вокал разных тембров. Но я ни за что не поверю, что те же птицы способны воспроизвести звучание разнообразных музыкальных инструментов - и не только целого
симфонического оркестра, но и отдельных струнных, клавишных, смычковых, духовых или медных плюс басы и ударные. И это ведь еще при том, что человечество в романе так и не изобрело электромузыкальные инструменты и синтезаторы - хотя рок-н-ролл и джаз в романе Гурского весьма ощутимо присутствуют в виде некоторых знаковых имён. Впрочем, на исход главной интриги романа этот прокол практически не влияет, а вот достоверность происходящего в глазах некоторых дотошных читателей (моих, например) он весьма ощутимо подрывает. Ну и ладно. Я, кстати, вообще не могу представить большой фантастический роман без какого-нибудь
фундаментального прокола; главное - чтобы этот прокол не бросался в глаза при первом чтении и не ломал сопереживание. Для романа "Корвус коракс" эта проблема, пожалуй, не существенна: он написан легко, смешно, искромётно и увлекательно, и это, конечно, главное. А уж покупать его или нет, читать его сразу или когда-нибудь погодя (когда градус интриги уже сильно выдохнется) - решайте, наверное, сами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments